top of page

«БЫЛО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ МАЛЕНЬКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ»

Обновлено: 11 мая

Евгений Мартюшев – предприниматель, руководитель интернет-издания chaiknet.ru, общественный деятель и соорганизатор сразу нескольких жоховских классов. В этом учебном году окончили первый год обучения первоклассники в школе №8 города Чайковского. В следующем начнут учиться по системе Жохова ребята в городе Чернушка и Прикамской школе Чайковского округа Пермского края.


Ради того, чтобы этот проект состоялся, Евгений вместе с супругой потратили около полутора лет, встретились более чем с 20 учителями. Его рассказ похож на роман, конце которого не удается поставить точку, потому что намеченный автором сценарий начинает разворачиваться в новые сюжетные линии.


Город на перекрестке культур

– Наш город – жемчужина Пермского края. Чайковский находится на стыке четырех Российских республик и четырех культур: рядом с нами – Пермь, в 250 километрах – Уфа, столица Башкирии, в ста километрах – Ижевск, столица Удмуртии, рядом граница с Татарстаном. В наших краях родился Петр Ильич Чайковский, здесь сильные спортивные традиции: в Чайковском проходят крупные соревнования по биатлону (проходили даже Кубки мира) и прыжкам с трамплина. А еще – здесь прямая связь с космосом: 25 марта 1961 года, за 18 дней до первого полета человека в космос, состоялся полет собаки по кличке Звездочка, спускаемый аппарат с ней благополучно приземлился неподалеку от села Фоки Чайковского района. И это просто очень красивый город-курорт на большой реке – Каме.


Родители и ученики Системы Жохова
Евгений Мартюшев, классный руководитель 1-Ж класса Марина Анатольевна Беликова, Светлана Мартюшева и Александр

Я занимаюсь бизнесом, в том числе издательским – электронными СМИ, а также общественными проектами. В определенный период жизни я значительно пересмотрел свои ценности и понял, что необходимо вкладывать силы в развитие себя и преобразование мира вокруг. В самых разных областях, в образовании – в том числе.


Время действовать

О системе Владимира Ивановича Жохова мне рассказал более семи лет назад мой старший товарищ и наставник Владимир Павлович Чикуров. Но вернулся к подробному ее изучению я только тогда, когда подрос мой собственный сын и пришло время искать для него школу.


У нас с супругой негативный собственный опыт обучения в началке и мы были на 100% уверены, что не хотим отдавать Александра в обычную школы. Когда ему исполнилось шесть, мы поняли, что нужно действовать: искать возможность открыть в Чайковском класс по системе Жохова. Обратились в «Центр развития образования им. И. Г. Песталоцци», который занимается развитием Методической системы Жохова, созвонились с Сергеем Александровичем Бондаревым.


У меня была масса вопросов и Сергей Александрович начал связывал меня с разными людьми, которые из первых рук могли дать информацию о том, как все организовано внутри системы и как работает. Мы пообщались с директором гимназии №7 города Перми Людмилой Николаевной Исхаковой, с папой из Ижевска, с методистами. Жадно впитывали необходимую информацию, было ощущение, что мы делаем маленькую революцию!


Зеленый свет

Сначала мы пошли официальным путем и от лица нашего некоммерческого Фонда «Светлая Идея» обратились к начальнику управления образования администрации Чайковского городского округа Елене Михайловне Остренко. Все, что мы рассказали и показали, ей очень понравилось, она сказала: «Ребята, от меня – зеленый свет, действуйте! Вот вам контакты пяти школ, всех директоров я предупрежу, поэтому где договоритесь и найдете учителя, там и открывайте».


Отправились по школам, после звонка сверху двери для нас были открыты. Реакция у директоров была разная: кто-то слушал внимательно, кто-то – отстраненно, у кого-то загорались глаза, когда мы рассказывали про систему Жохова и ее возможности для детей и для учителей. Когда же начали встречаться с учителями, набирающими в следующем году первые классы, то… картина поменялась. Мы не нашли ни одного педагога, который захотел бы попробовать. Потухшие глаза, никакого интереса к предложению, к изучению чего-то нового для себя…


Ученик Системы Жохова
Евгений Мартюшев с сыном Александром

«Если честно, опускались руки…»

«У нас все хорошо, нет необходимости что-то менять». «Воспитание осознанных детей, говорите? У нас все дети – осознанные!» «Не нужно нам этого» – вот что мы услышали от учителей. Не помогла даже совместная с педагогами из Чайковского поездка в пермскую гимназию и знакомство с учителями и директором. Я понял, что если для человека его профессия – это просто работа, а не призвание, менять он ничего не захочет и никогда не будет.

Если честно, опускались руки, мы проехали пять школ, провели переговоры примерно с двадцатью учителями, а в итоге ни к чему не пришли...

В одной из школ вроде бы уже была договоренность и интерес учителя, но против неожиданно высказался завуч. Аргументы – «я слышала негативные отзывы» и на этом – все.


Самое обидное, что детей в новый класс мы уже нашли, половина его точно было сформирована, поскольку мы провели рекламную кампанию среди родителей – по своим друзьям и через соцсети. Родители – это сила! Мы начали собираться вместе параллельно с поисками школы и учителя. Когда зашли в тупик и казалось, что последний шанс потерян, решили не отступать – открыть семейный класс и нанять педагога, но… 10 человек – это не жоховский формат, нужно было хотя бы 25 детей.


Ученики жоховского класса
Ученики 1-Ж класса с родителями

«Не сомневайтесь! Впервые в истории Чайковского такое!»

По своей работе в chaiknet.ru и фонде «Светлая идея» мы взаимодействовали с разными школами города, поскольку проводили конкурсы и другие мероприятия с привлечением школьников. Моя жена Светлана вспомнила, что знакома с директором школы № 8 в микрорайона Заря – Сергеем Самулловичем Мурадовым и решила обратиться к нему. Снова встреча, снова разговор и, наконец, удача: Сергей Самуллович ответил «да» и сказал, что в школе есть классный учитель, которому можно предложить взять жоховский класс.


Но на дворе уже лето, все в отпусках, школа пуста. Откладывать важное решение на август было страшно, поэтому мы выслали все материалы Марине Анатольевне Беликовой – нашему предполагаемому педагогу и стали ждать ее решения. И она согласилась! «Знаете, – сказала она, – мне жизнь все время предлагает попробовать что-то новое, я поняла, что нельзя от этого отказываться». А когда присоединилась к семинару жоховских педагогов, последние сомнения рассеялись.


Так совпало, что в одном из корпусов этой школы оказался не укомплектованным первый класс, а вместе с нашими заинтересованными «жоховскими» родителями и их детьми как раз получилось 24 человека! Но! Впереди была встреча с теми папами и мамами, которые вообще не предполагали, что их дети окажутся в необычном первом классе. Мы очень волновались и готовились к совместному родительскому собранию. Но самые весомые гири на весы положили вовсе не организаторы класса. Лучше всего к собранию подготовилась… Марина Анатольевна – наш педагог. Она сделала такую крутую презентацию, что мы, сидя в классе, позавидовали сами себе. Потом выступил директор и сказал:

«Уважаемые родители! Такое впервые в истории нашего города, вы даже не должны сомневаться – это уникальный шанс для ваших детей!»

И, наконец, слово взяла одна из мам, у которой по стечению обстоятельство племянник учился в жоховском классе в Перми: «Я наблюдаю за мальчиком и хочу сказать, что это уникальный, позитивный и заинтересованный ребенок, благодаря классу, в котором он учится третий год. Я – однозначно – ЗА!» А потом «за» проголосовали все. Я был так счастлив, что чуть не прослезился. К слову, директор школы спустя год в частной беседе мне признался: «Знаешь, сколько людей меня отговаривали? Говорили – «ты загубишь первый класс». Но он в нас поверил, за что я безумно ему благодарен.


Ученики первого в городе Чайковский жоховского класса
Ученики первого в городе Чайковский жоховского класса

«Почему вы заставляете ребенка петь в классе?»

Прошел год, дети перешли во второй класс и уже можно подвести некоторые итоги. Могу сказать про своего ребенка и про то, что я наблюдал в классе. Александр стал очень самостоятельным. Поскольку школа находится в другом районе, в сентябре мы подвозили сына утром на машине. Спустя две недели он уже начал ездить самостоятельно. Легко и быстро научился читать. Знает таблицу умножения – не до десяти, а до тринадцати. Задает умные и интересные вопросы.


По договоренности с другими родителями мы ввели занятия шахматами и продленку для нашего класса. Те родители, которые раньше сильно сомневались, поскольку их дети пошли в школу с шести лет, чтобы попасть в наш класс, сейчас довольны и благодарят за возможность учиться.


Жоховскй класс
Занятие шахматами в 1-Ж классе

На открытых уроках дети демонстрировали удивительные вещи – мы, родители, смотрели с открытым ртом за тем, как как они вычитают и складывают трехзначные числа, записанные римскими цифрами!


Не все было гладко в этом году. В классе случился конфликт с двумя мамами, которые никак не могли принять некоторые правила системы Жохова. «Почему вы заставляете ребенка петь в кассе? Моя дочь не поет!» «Как можно учить таблицу умножения 1 классе?» Они не были готовы к тому, что у нас будет «не как у всех», было тяжело общаться, не удавалось найти общий язык, начались жалобы директору. В результате они перешли из жоховского в обычный первый класс.


«За нами наблюдают»

Негатива и палок в колеса нашей инициативы было много. Я знаю, что и сейчас за нами пристально наблюдают. Мы хотели организовать еще один класс в этом году в нашей же школе, но, к сожалению, учитель не нашелся. Те действующие учителя, которые следили за нами на протяжении первого класса – не решились.


Понимаю их: к тому, чтобы решиться на изменения, нужно прийти. Это всегда индивидуальное решение и большая внутренняя работа. У каждого человека свой путь, каждому требуется время, чтобы пересмотреть какие-то свои представления о профессии, о цели и пути, по которому он идет. Это естественно и нормально.

Я слышал, что Владимир Иванович говорил: «По моей методике может преподавать только один из пяти учителей. По моему ощущениям и опыту – один из десяти.

Школа – некая матрица, в которой уже многое «зашито» и чтобы что-то поменять, человек (педагог или родитель) должен захотеть достать флешку с предустановленной программой из своей головы и начать функционировать по-другому. Сейчас в Чайковском многие родители нас спрашивают – как поступить в жоховский класс. Но это не массовый запрос. Мало кто понимает – какой смысл стоит за таким обучением. Мое мнение: осознанный ребенок труден для учителя, для школы и для родителей. Парадоксально, но это так. Почему?


Потому что он задает вопросы! «Папа, ты почему куришь? Ты платишь деньги за то, чтобы себя травить?» «Папа, мы с тобой договорились что в субботу утром пойдем в парк, почему ты все отменил и не выполняешь договоренности?» В жоховском классе дети с первого класса учатся ответственности, сами делают домашние задания, организуют творческие дела, учитель спрашивает с них, как со взрослых людей. Если в семье по-другому – это конфликт.


Продолжение следует

Наш фонд в настоящий момент действительно является организатором не одного, а нескольких жоховских классов. В этом есть и случайность, и закономерность.


В средней общеобразовательной школе поселка Прикамский класс открывается в сентябре. Там работает моя хорошая знакомая Нина Петровна Тетерлева, которой я рассказывал о том, как и что происходит у нас, всю непростую историю. Нина Петровна приехала посмотреть уроки, познакомиться с учителем и процессом. Все сложилось: нашелся педагог, заинтересовался директор, классу в Прикамском – быть.


Ученики Жохова

Чернушка в 150 км от Чайковского – мой родной город. Я приехал туда на встречу выпускников и разговорился с директором. Рассказал, чем я занимаюсь и какие результаты. Пригласил приехать педагогов из школы в Чайковский, чтобы посмотреть на образовательный процесс своими глазами. В результате там открывается еще два первых жоховских класса, я в настоящее время постоянно на связи с директором Ольгой Георгиевной Федуловой.


Хочется сказать, что нет ничего невозможного для родителей, которые готовы взять в свои руки ответственность за развитие и образование своего ребенка. Не обязательно плыть по течению. Единомышленники найдутся, когда вы начнете действовать. Помощь придет, когда вы сформулируете запрос.

Недавно мы начали переговоры с руководством педагогического училища, чтобы студенты могли стажироваться, изучать принципы и практику жоховской системы.

В завершении хочется сказать, что вся работа, которая была проделана – это коллективный труд. Сейчас организация классов – не просто моя инициатива, а проект фонда «Светлая идея», который вывел ее на новый уровень. Мы хотим, чтобы создание первого в Чайковском жоховского класса стало прецедентом, была поддержана другими родителями в разных школах города и Пермского края. Мы обязательно поможем!


Огромная благодарность в создании такого уникального явления, как жоховские классы, человеку, который впервые познакомил нас с этой системой – Владимиру Михайловичу Чикурову, учредителю нашего фонда. Директору гимназии №7 города Перми Людмиле Николаевне Исхаковой. Моей супруге Светлане, руководителю «Центр развития образования им. И. Г. Песталоцци» Сергею Бондареву и методистам. Родителям, которые в нас поверили. Директору школы Сергею Самулловичу Мурадову и нашему прекрасному учителю Марине Анатольевне Беликовой.


Светлая память и бесконечная благодарность Владимиру Ивановичу Жохову – за возможность учиться и воспитывать детей по созданной им системе.

69 просмотров0 комментариев

Comments


bottom of page