top of page

«ЕСЛИ КТО-ТО НАЧИНАЕТ КРИЧАТЬ, ЧТОБЫ УСТАНОВИТЬ ДИСЦИПЛИНУ – ЭТО ТОЧНО НЕ ЖОХОВСКИЙ УЧИТЕЛЬ!»

Каково это – каждый день входить в класс, где тебя ждут 39 учеников? Ирина Викторовна Горечуха – методист системы Жохова и педагог начальных классов в государственной школе в Сергиевом Посаде. Она преподает не только своим первоклассникам, но и педагогам, проводя еженедельные семинары для учителей 2-4 жоховских классов. Мы поговорили с Ириной Викторовной о том, как ощущаются перегрузки в начале года, как быть с дисциплиной в таком большом коллективе и как найти общий язык с «трудными» учениками.


День знаний 2023 года. Первый класс МБОУ «СОШ № 14» г.Сергиев Посад

«Мне нужна ваша помощь! Не одного, не двух, а всех!»


– Ирина Викторовна, как получилось, что в вашем классе так много учеников?


ИВ: Никогда не давала о себе никакой рекламы. Но поскольку я уже успешно выпустила два класса, молва о том, как у нас все происходит, распространилась сама собой. Ко мне пришли младшие братья и сестры бывших учеников, их мамы и папы уже не представляют другого обучения для своих детей. Меня рекомендуют. Я знаю, что устроить в наш класс детей родители пытались разными способами. Летом ко мне было записано 37 детей, в первый день после отпуска мне сообщили, что их 38, а за день до 1 сентября добавился еще один ученик.


– Вам не страшно?


ИВ: Я беспокоилась накануне Дня Знаний только о том, чтобы в кабинете появилась еще одна парта, всем хватило места, воздушных шариков и чтобы фотографии детей для знакомства были у меня заранее. Я привыкла к тому что 1 сентября знаю имена уже всех детей, учу их заранее по фото.

Да, сейчас наш класс – самый большой в школе. Это испытание, конечно, но мне не страшно. У меня пока не было подобного опыта, я не могу оценить, насколько это будет сложнее по сравнению с предыдущим выпуском. Прошла первая учебная неделя, я провожу с детьми очень много времени, мы даже успели сходить в поход: первоклассники вместе с моими выпускниками прошлого года – пятиклассниками.


– Как ваши впечатления, спустя неделю после старта учебного года?


ИВ: Каждое утро дети бегут ко мне со своими блокнотами, где записано, во сколько они вчера отправились спать. Сейчас необходимо наладить режим дня. Мы измерили рост и вес и дети ждут, когда же они начнут расти! А это обязательно произойдет и очень скоро!


У меня очень активный класс. Пока я работаю над тем, чтобы установилась необходимая дисциплина на уроке. Уже аплодирую детям за то, что у них получается: как они дружно поднимают маркерные доски, отвечают хором. Выделился один мальчик, с которым пока непросто, он сейчас среди моих помощников. Говорю ему: «Ты для меня правая рука, твоя помощь необходима». И он старается! Очень важно, чтобы его поведение не стало препятствием к общению с другими учениками, чтобы они не выделили его, как человека, с которым лучше не дружить, а держаться подальше.


Конечно, наделить вниманием каждого ребенка в большом коллективе сложнее. Моя задача, чтобы они становились примером друг для друга, возникало желание помочь, проявить заботу. По большому счету, ребятам сейчас нужно усвоить только одно единственное правило: «Не мешай другому».

– Как справиться с дисциплиной в таком большом классе?


ИВ: Я знаю, что даже в большом классе может наступить идеальная тишина. Например, иногда замолкаю и вижу, как все глазки ребят поднимаются на меня – они вдруг «потеряли» мой голос! Очень важно хвалить детей, когда они все делают правильно. Аплодировать друг другу. Я могу переспросить кого-то, кто отвлекся: «Повтори, пожалуйста, что я сейчас сказала?» Если ребенок не услышал, я говорю: «Представляешь, вдруг я сейчас говорила именно о тебе, а ты не услышал мои теплые слова?». Обязательно благодарю ребят за их работу и сразу вижу, как у них блестят глаза, когда я объясняю, как много тепла они мне дарят.


Первый урок в новом классе. 2023 год.

Уверена, что очень многое зависит от учителя. Если кто-то начинает кричать, пытаясь установить дисциплину – это точно не жоховский учитель. При это нельзя идти на поводу: маленькие дети прекрасно знают, какие «приемы» срабатывают со взрослыми дома. Иногда им достаточно посмотреть грустными глазами, чтобы получить желаемое. На меня это не действует.


Очень важна вера в то, что у нас все получится. Необходимо замечать первые результаты, хорошую работу, объяснять, что учителю нужна помощь не одного, не двух детей, а всех! Я это делаю постоянно и дети начинают слышать. Я рада, что они выходят из школы с улыбками на лицах. А когда в школе счастлив ребенок, счастливы и его родители.


– В вашем прошлом выпуске были «трудные» ученики? Как вы с ними работали?


ИВ: Да, был мальчик, с которым было непросто. Он почти не сидел за партой, ему нужно было либо двигаться, либо стоять. Легко возбудимый, он мог проявить агрессию в ответ на критику в свой адрес. Мне приходилось все время держать его в сфере своего внимания, быть рядом. Чтобы найти правильный подход, и я, и родители прошли долгий путь. Но у меня не было желания сказать: «Забирайте его на семейное обучение». Мы обо всем говорили с родителями, проговаривали все сложные моменты. Рада, что к концу четвертого класса был определен правильный диагноз и мальчик получает необходимую помощь.


«Они задают такие вопросы, на которые у меня нет ответа»


– Ваш предыдущий класс – это уже сплоченный коллектив, работоспособные ученики, которые учились с опережением программы. Расскажите, как происходит их переход в среднюю школу? Как вы передаете класс новому классному руководителю?


ИВ: Все жоховские учителя ведут открытые уроки, на которые могут прийти учителя старшей школы. Мне всегда очень хотелось, чтобы предметники увидели и заранее оценили моих детей в работе. Стараюсь добиться, чтобы ребята попали к сильным педагогам. Беседую с ними, объясняю, как мои ученики могут работать.

Вначале, когда я вела свой первых жоховский класс, почти никто не проявлял к нам интерес. На уроке прошлого выпуска учителя из средней школы приходили. В нашей школе есть молодой преподаватель истории. На педсовете однажды она рассказывала, что дети моего класса стимулируют ее продолжать образование, с ними проходят самые интересные уроки. Вот ее слова:


«Они глубоко мыслят, иначе думают, они могу задать такие вопросы, на которые у меня нет ответа. Раньше подобного не было».

В прошлом году ко мне в четвертый класс несколько раз приходила учительница математики. Кстати, выяснилось, что она сама в свое время училась у Владимира Ивановича. Но только попав на урок ко мне в класс, смогла оценить, как работает его методика на практике и поняла, о чем он когда-то рассказывал им – студентам.

Учительница литературы посещала уроки во втором классе и была в полном восторге: насколько широко, глубоко, по-философски дети умеют рассуждать, какие они задают вопросы.


«Я – продолжатель династии»


– Расскажите, как вы сами стали учителем, почему выбрали эту профессию?

Моя мама проработала учителем химии 40 лет, бабушка была воспитательницей в детском саду. Я – продолжатель династии. То, что я тоже буду учить детей, я поняла еще в начальной школе: во втором классе просто влюбилась в свою учительницу Наталью Сергеевну Соловьеву и с тех пор была уверена, что хочу быть, как она. Дома играла в школу, усаживала свои игрушки и «давала уроки». Мама пыталась сначала меня отговорить, объясняя, что это нелегкий труд, но я продолжала мечтать только об этом.


Я родилась на Дальнем Востоке, в Уссурийске. Закончила Уссурийский государственный педагогический институт и получила предложение остаться там работать. Семь лет я преподавала в своем вузе методику русского языка и литературы, детскую литературу и несколько направлений в психологии. Это был неоценимый опыт общения со взрослой аудиторией.

После переезда в Сергиев Посад, я сразу же пошла работать в школу. Четыре года преподавала в начальных классах по традиционной системе. Старалась дать детям по максимуму все, что я могу, придумывала нескучные уроки, объясняла материал разными способами. Но но все равно видела, каких усилий требует от них усвоение информации.


Когда мои дети заканчивали четвертый класс, завуч школы Наталья Сергеевна рассказала нам о методике Жохова – предполагалось, что в городе откроется частная школа, которая будет по ней работать. Она показала нам на совещании фильм о методической системе, и я почувствовала – это мое! Многие коллеги были настроены скептически – «очередная методика, да еще и за деньги… ». Я же смотрела на детей на экране и понимала, что они – настоящие и это не обман. На меня огромное впечатление произвело то, как они работают на уроке.


Поход выходного дня с первоклассниками, пятиклассниками и их родителями.


«Вы понимаете, что у вас изменится абсолютно все?»


– Каким было знакомство с Владимиром Ивановичем?


ИВ: Я связалась сначала с организаторами, а потом и с Владимиром Ивановичем по телефону. Сказала, что хочу со следующего года начать преподавать по его системе. Первый его вопрос был: «Зачем вам это надо? У вас все хорошо, вы на своем месте, есть наработки, зачем что-то менять?» Я потерялась... Подумала – как же так? Ведь если система работает, значит, есть потребность в учителях! Но Владимир Иванович сказал: «Вам нужно время, чтобы подумать. Вы понимаете, что у вас изменится абсолютно все?» Его согласие я получила только с четвертого раза, когда я сказала, что хочу видеть на уроках счастливых детей, а не замученных уроками и зубрежкой.


– И что изменилось? Как это повлияло на вашу работу?


ИВ: Изменилось абсолютно все! Это стало заметно не только мне, но и всем моим близким и коллегам. У меня светились глаза, мне делали комплименты... Я просыпалась каждый день с желанием увидеть всех детей, протянуть каждому руку и ощутить это тепло. Знала, каким будет каждый урок, насколько он будет насыщен моей энергетикой... Даже в семье я стала другой, приходила домой с улыбкой, а не замученная и уставшая.


Пятиклассники, первоклассники и их родители. Сентябрь 2023 года.

У жоховского учителя иначе строится день, другая подготовка к уроку: например, в первом классе нет печатных пособий, нужно распечатать все необходимое, научить детей все материалы складывать в папки. Я очень внимательно вникала в методику, все вебинары для учителей слушала только онлайн, а не в записи, подстраивала свой рабочий график под их расписание. В первое время я тревожилась, что не не удается уложиться во время урока, вместе с Владимиром Ивановичем мы начали анализировать и «потерянные» минуты нашлись. Он очень хорошо понимал, как учитель ведет урок, даже в разговоре, не видя самого занятия, мог дать правильные рекомендации и помочь.


– Сейчас нет возможности обратиться за помощью к Владимиру Ивановичу. Скажите, как авторская методическая система работает без ее создателя?


ИВ: Понятно, что потеря очень велика. Заменить Владимира Ивановича никто не сможет. Он очень тонко понимал учителей: мог оценить – что получается, а что нет, и почему. В последние два года у нас есть такая практика: учителя записывают и присылают нам видео уроков, которые мы можем посмотреть и дать свои рекомендации. В первую очередь мы предлагаем самим педагогам оценить качество их работы: «Что вы можете отметить? Как оцениваете урок?» Когда учитель видит себя со стороны, он всегда понимает, что можно улучшить. Кроме того, невозможно провести урок «по Жохову» правильно один раз – на камеру. Просто потому, что в видео сразу становится понятно – как дети привыкли работать.

Мы открыты к любым вопросам учителей, готовы обсуждать все, что их волнует. Я всегда жду вопросов от педагогов на вебинарах, они обязательно должны появляться! Особенно у тех, кто только начинает. Кроме того, учителя делятся опытом – как и что происходит на практике в классах. Это многим помогает.

Я вспоминаю, что Владимир Иванович устраивал встречи педагогов в августе в Москве и приглашал всех, кто сможет присоединиться. Однажду я пришла на такую встречу и у меня было огромное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. Выступление получилось таким ярким и экспрессивным, что после него сразу несколько новых педагогов подошли ко мне со словами: «Мы сомневались, то теперь уверены, что сделали правильный выбор». Мне всегда хочется сказать: «Верьте в методику, не бойтесь спрашивать, поверьте – все работает!». Сейчас уже есть сообщество учителей, которые работают успешно и давно, не представляют себе возвращения к традиционной системе преподавания. И они всегда готовы поддержать.


– Вы работаете более восьми лет. Но по-прежнему жоховский класс в вашей школе только один. Почему?


ИВ: Потому что на это нужно решиться. Это другой мир, иной стиль в работе. Я замечаю скепсис своих коллег, когда они говорят: «А зачем вы рассказываете на уроке математике об окружающем мире? Зачем вы даете детям дроби и степени в первом классе? Чему их будут в старшей школе учить? Для чего забегать вперед?». Если есть установка работать «как положено», учитель никогда не изменится и никакая система ему не нужна.


– Какие высказывания Владимира Ивановича вы чаще всего вспоминаете?


ИВ: Он всегда начинал встречи с учителями фразой: «Коллеги, здравствуйте, будем начинать». Именно это я говорю детям каждый день перед началом уроков. А завершал вебинары он так: «Коллеги, будьте здоровы и счастливы!». И я тоже повторяю эти слова всякий раз, по завершении онлайн-встречи с педагогами. По большому счету это все, что необходимо нам и в жизни, и в профессии.

14 просмотров0 комментариев
bottom of page