top of page

ИЗ ЧЕТВЕРТОГО В ШЕСТОЙ: КАК ЖОХОВСКИЕ УЧЕНИКИ «ПЕРЕШАГНУЛИ» КЛАСС

Если ребенок значительно опережает школьную программу, есть возможность перевести его в следующую параллель, минуя год обучения. Это непросто, таких детей единицы и они явно одарены особыми способностями. Хотим рассказать одну историю: год назад в школе №12 с углубленным изучением отдельных предметов в Орехово-Зуево из четвертого в шестой “шагнул” целый класс. Жоховский, конечно!


Ольга Викторовна Поддувалкина с дочерью

Ольга Викторовна Поддувалкина – учитель с 27-летним стажем. Она из тех педагогов, на которых «идут» родители, в чей класс хотят отдать своих младших детей мамы и папы тех, кто уже прошел с ней началку. Именно ее воспитанники в 2022 году, окончив четвертый класс «Ж», стали шестиклассникам. Мы поговорили с Ольгой Викторовной о том, как как в условиях обычной государственной школы ей удалось подготовить 30 успешных учеников, с большим опережением окончивших начальную школу и как ее шестиклашки чувствуют себя в средней школе.


жоховский учитель
Ольга Викторовна Поддувалкина

Ольга Викторовна: В то, что я слышала о методике Владимира Ивановича Жохова до того, как познакомилась с ней поближе, поверить было сложно. Дети массово сами делают домашнее задание? Решают по 200 примеров за урок? Звучит привлекательно, но не очень реалистично.... Я сама преподавала математику по учебнику Петерсон – это повышенный уровень, но двести примеров… Однажды вместе с коллегами-управленцами мы отправились на образовательный семинар в соседний округ.



В школе, где предстояло побывать, работал жоховский педагог и я захотела с ними познакомиться. Мне тогда это было важно не только в познавательном смысле, но и в практическом – в первый класс готовилась пойти моя младшая дочь и я в ближайшем будущем должна была стать ее классным руководителем. Да, мне хотелось, чтобы дочь училась в сильном классе, хотелось развить ее способности в математике, дать хорошую базу на будущее.


Что я услышала от коллеги? Результаты обучения очень высокие, дети в классе – раскрепощенные, свободно выражают свои мысли, любопытные, заинтересованные. Разговор с учителем меня вдохновил и я решила попробовать. На первом родительском собрании честно объяснила родителям: мы вместе с вами идем в неизвестное, но давайте попробуем и посмотрим – что же внутри системы, которая обещает высокие результаты.


«Выключить училку»


Ольга Викторовна: Когда я начала преподавать «по Жохову», у меня уже был большой стаж работы в школе – более 20 лет. Свои наработанные приемы, правила организации уроков. Перестроиться в каких-то моментах было сложно, приходилось менять себя, как отворил Владимир Иванович - «выключать училку».


жоховские ученики
Первоклассники

Я привыкла к четкой дисциплине в классе. Детям в жоховском классе было позволено встать, пойти, взять то, что им нужно на уроке. В такие моменты нужно было сдерживаться, чтобы сказать ребенку – «быстро сядь на место и слушай меня».

Уже в конце сентября я поняла, что мне нравится абсолютно все, что предлагает методика: она работает на развитие детей с очень большим опережением.

Прежде всего мне стало это заметно по собственной дочери. Первое потрясение – она сама делала уроки. Если со старшим сыном нужно было сидеть рядом, контролировать, чтобы он ничего не забыл, то дочь приходила домой и усаживалась за уроки без всякого напоминания.

То, как увлеченно учатся дети и как быстро они двигаются, отмечали и другие родители: когда я провела первые открытые уроки в первом классе, они были поражены темпом и объемом информации, которые дети уже освоили. Мне удалось сохранить их впечатления благодаря тому, что ввела в классе практику написания писем друг другу. Раз в четверть я брала тридцать листочков, складывала их пополам и от руки писала письма в каждую семью: рассказывала о ребенке, о том, какие есть трудности и достижения. Родители писали ответ на второй половине листа и эта переписка длилась на протяжении четырех лет. Мне было важно зафиксировать – как чувствует себя каждый ребенок не только в школе, но и дома, как он продвигается.


Как мы перешли из четвертого в шестой класс

В 4 классе стало понятно, что дети настолько подготовлены и работоспособны, что им будет очень скучно в пятом классе. Они буквально впитывали всю информацию по всем предметам! Поскольку я являюсь заместителем директора школы по начальному образованию, я поговорила сначала с директором о возможности “перешагнуть” класс, заручилась поддержкой родителей, а потом стала узнавать, как это возможно осуществить на практике. Изучила учебный план пятого класса, отметила – какие предметы необходимо сдать в соответствии с ним и после зимних каникул во второй половине дня (у нас школа полного дня) мы добавили занятия по географии, истории, биологии и английскому языку. В классе мы много работали с картой, поэтому география в опережающем режиме далась им легко. А с математикой и русским языком все было и так отлично.


В конце года дети писали диагностические работы не только за четвертый, но и за пятый класс, прошли итоговую аттестация.

Это был честный эксперимент: работы проверяли учителя-предметники, мне самой было было важно второе мнение, чтоб удостовериться, что мои ученики действительно готовы к программе шестого класса, что мы их не подведем, решившись на такой шаг.


Из тридцати детей 28 справились полностью, один мальчик – не справился и еще у одного работы были достаточно слабые. Родители первого были согласны, что они идут в пятый класс, а мама второго мальчика предложила «испытательный срок» для сына и была готова помочь ему подготовится летом. Благодаря усилиям мамы и желанию ребенка остаться в одном классе с товарищами, он справился и сейчас учится вместе со всеми.


В результате решение педагогического совета школы было оформлено приказом перевести учеников 4-Ж класса, прошедших ускоренное обучение, в 6 класс.


Адаптация в средней школе


Ольга Викторовна: Чтобы работать с жоховским детьми в средней школе, нужно хорошо понимать специфику такого класса. Классным руководителем 6-Ж класса стала учительница химии Ирина Евгеньевна – она ведет у ребят занятия по внеурочной деятельности и биологию.


Я подготовила мини-портфолио на каждого ученика, отметив, с какими трудностями в обучении мы сталкивались и что было сделано для их преодоления, какие особенности и способности есть у ребенка, как он ведет себя в конфликтных ситуациях. Я использовала для создания такого портфолио данные из нашей переписки с родителями, там все было подробно зафиксировано.


Сейчас мои ребята уже в седьмом классе. Конечно, я слежу за их успехами, разговариваю с учителями. Отзывы самые положительные, в шестом классе они ни в чем не проигрывали детям из своей параллели. Если проходят какие-то открытые уроки, то с классом Ж! В седьмом классе, когда показатели успеваемости и поведения в силу возрастных особенностей снижается до 56-60%, в этом классе – 85% успешных учеников.


«ОНИ НЕ БОЯТСЯ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ»

Ирина Евгеньевна Хромова, классный руководитель 7-Ж класса:


Ирина Евгеньевна Хромова с учениками

– К этому классу с самого начала в школе было пристальное внимание – они стали нашими первыми «жоховцами». К тому же, они всегда выделялись: во-первых, были очень активными, во-вторых, дружными, в-третьих, открытыми. Даже когда они шли по школе, было видно сразу – это идет Ж-класс. Родители всегда были включены в процесс работы, помогали в поездках, мотивировали и во всем поддерживали детей.


Я посещала их открытые уроки, а когда стало понятно, что стану их классным руководителем, присматривалась к ребятам, когда они приходили дополнительные ознакомительные уроки по географии, истории и биологии к учителям-предметникам из средней школы. Было заметно, что между собой они общаются, как одна большая семья и своего учителя Ольгу Викторовну слышат буквально с полуслова. В конце четвертого класса я пришла к ним на выпускной вечер и меня представили детям и родителям уже как классного руководителя.

С Ольгой Викторовной мы подробно поговорили о каждом ребенке и каждой семье, на материалы, которые она мне передала, я опираюсь до сих пор.

Адаптация. Первое сентября 2022 года мы провели на экскурсии, куда уехали на целый день. Второго сентября я уже почти всех детей знала по именам. Адаптация в средней школе конечно же была, были волнения, неуверенность, ребята боялись, что не справятся с контрольными работами… Чувствовали себя самыми младшими в параллели, несмотря на то, что разница в возрасте всего год (хотя в 11 лет это существенно) и дети в классе очень развитые и рослые, им было непривычно. Но у класса есть несколько отличительных черт, я считаю, что это заслуга их первого учителя и методической системы Жохова в целом.


Во-первых, они не боятся говорить. В ситуациях, когда другие дети опасаются что-то сказать неправильно или что их будут ругать за ошибку, эти всегда свободно высказывают свое мнение и предлагают решения, даже если они могут быть неверными, для них это абсолютно нормально и не страшно.


Во-вторых, они очень креативные и многому меня учат. Например, когда я предлагаю какую-то идею, вполне могут ответить – нет давайте по-другому!


В-третьих – активные. Примерно у 80% ребят есть дополнительные внешкольные занятия – спорт, музыка, театр, но при этом они всегда “за” принять участие в чем-то внутри школы. Пять учеников сразу же вошли в общешкольный Совет лидеров и продолжают там работать. Участвуют в олимпиадах, уже в этом году у нас два призера муниципального уровня по экологии, ждем результатов по другим предметам.


В-четертых – организованные. Быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Надо разбится на группы – легко, распределиться по парам – мгновенно! Я знала, что в жоховских классах учеников не ограничивают в движении и опасалась того, что с новыми учителями это будет проблемой. Но – нет, они перестроились на новые правила, поднимают руку, когда что-то необходимо, проблем с дисциплиной нет.


В-пятых – дружные и открытые. У них с самого начала был заметен такой настрой: «Мы вместе и у нас все получится!» С этим девизом мы идем дальше и постепенно все проблемы действительно решаются.


Успеваемость. В конце четвертого класса из 30 детей было шесть, которые учились на “отлично”. В конце шестого на 29 учеников их стало семь. Трое закончили с одной тройкой по русскому языку, остальные учатся на 4 и 5.

За шестой класс мы не только удержали показатели по успеваемости, но и немного их повысили, сейчас мои семиклассники на равных позициях в параллели.

Они занимаются по усиленной программе по математике, по-прежнему у них великолепный устный счет, нестандартный подход к разным видам задач, хорошая память и развитая логика. Те азы, которые дети усвоили в начальной школе, сейчас позволяют им разбираться в более сложных темах по алгебре и геометрии.

«БЫЛО МНОГО СОМНЕНИЙ»

Татьяна Юрьевна Байкова, мама ученика 7-Ж класса Семена


Татьяна Юрьевна с сыном

– Когда мы шли в жоховский класс, то заранее ничего не знали об этой системе. Мы доверились учителю. Учиться ребятам было интересно, много увлекательных заданий в игровой форме, поэтому в школу сын всегда шел с удовольствием.


Когда на открытых уроках в первом-втором классе увидели, как проходят занятия, было непонятно – как дети успевают так быстро посчитать? Так легко смогли усвоить таблицу умножения? Методика хорошо развивает зрительную и слуховую память. Кроме того, в классе ребята много пели и слушали музыку. Даже сейчас, когда сын слышит знакомую мелодию – всегда говорит: «О, я ее помню, мы под нее рисовали!»


Предложение Ольги Викторовны “перешагнуть” из четверного в шестой класс, вызвало много сомнений и вопросов у родителей: справятся ли дети дополнительной нагрузкой. В конце четвертого класса было тяжеловато с подготовкой и домашними заданиями. Но результат порадовал – дети не застряли в материале, который им уже хорошо знаком, а пошли дальше. Сейчас они наравне с другими классами в параллели.

Сын стал более организованным и самостоятельным, научился быстро ориентироваться в новом материале. Иногда просит меня поделать с ним домашнее задание, но я вижу, что ему нужна не конкретная помощь, а просто мое присутствие рядом.

Класс остался довольно дружным, при этом они не замыкаются внутри, а общаются и с младшими, и со старшими. Мне нравится, что в классе много проектов, что ребята умеют выходить на публику, выступать, проявлять себя. Это точно очень полезный навык, который пригодится им в будущем.

7 просмотров0 комментариев

Commenti


bottom of page