top of page

«НАШИ ДЕТИ – ОТКРЫТЫЕ, КОММУНИКАБЕЛЬНЫЕ, СВОБОДНЫЕ. И ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТАКИМ!»

Обновлено: 11 мая

Наталью Анатольевну Клинову хорошо знают педагоги, которые преподают по системе Жохова. Она – учитель и методист, человек, который обучает учителей. Мы попросили Наталью Анатольевну рассказать о том, как она познакомилась с Владимиром Ивановичем, почему в городе Копейске, где она живет, еще 15 лет назад шесть школ открыли начальные классы по его системе и какими качествами должен обладать жоховский учитель.


– Наш город находится в Челябинской области. Впервые Владимира Ивановича пригласил к нам в гости в 2007 году глава города – Михаил Петрович Конарев. Я не попала на первую встречу Владимира Ивановича с учителями, но коллеги рассказывали, что многие не поверили тому, что о результатах обучения в первом классе рассказывал Жохов. На предложение попробовать учить детей по новой системе, из пятидесяти педагогов тогда откликнулись только восемь.


Наталья Анатольевна Клинова –учитель средней общеобразовательной школы №6 г.Копейска. Преподает с 1989 года, с 2009 года – по системе В.И.Жохова. Начиная с 2015 года Наталья Анатольевна работает параллельно в двух начальных классах, в будущем учебном году – классный руководитель второго и четвертого класса.

В 2008 году я преподавала в начальных классах и по совместительству меня пригласили на работу в Городской методический центр, а через некоторое время поручили подробнее изучить жоховскую систему, опыт ее апробации в наших школах. Мне уже по долгу службы предстояло познакомиться с автором системы и посетить занятия с учителями, позже и уроки.


Владимир Иванович поначалу очень сдержанно со мной разговаривал. Только позже я узнала, что он настороженно относится к управленцам от образования, поскольку, по его мнению, многие только мешают учителям работать. Первый разговор был очень напряженным, между нами словно существовал барьер, который трудно было преодолеть. Некоторое время я пыталась наладить отношения, все изменилось, когда он понял мою заинтересованность и то, что я в первую очередь все же учитель, а не чиновник. В 2009 году я выпустила в среднюю школу своих четвероклассников и решила с первого сентября с первоклассниками начать преподавать по методической системе В.И. Жохова.


Как проходило обучение учителей 14-15 лет назад в нашем городе? Учителям, которые первые начали преподавать по системе, повезло, что Жохов в то время работал в Челябинском государственном университете (ЧелГУ), занимался здоровьесберегающими технологиями. Он имел возможность приезжать к учителям и разбирать уроки. Затем, когда Владимир Иванович снова вернулся в Москву, связывались по телефону, ведь ни Skipe, ни Zoom в то время еще не существовало. Разыскали телефон с громкой связью и в кабинете завуча учителя собирались вокруг него, чтобы присоединиться к семинарам. А позже два раза в год он мог прилетать в город, для того, чтобы посетить уроки учителей и разобрать предстоящие недели занятий.И только спустя время мы могли проводить еженедельные встречи с Владимиром Ивановичем с помощью Skypе.


«Все получится – вы молодец, не справитесь – я виноват»



– На протяжении учебного года все учителя проводят открытые уроки для родителей и других учителей. Это всегда волнительно, а когда в классе сидит автор методики – вдвойне. Однажды, когда я уже выпустила свой первый класс по жоховской системе и набрала новых первоклассников, Владимир Иванович приехал к нам в школу со съемочной группой. Я ужасно волновалась перед уроком, а он сказал: «Ну что вы волнуетесь? Если все получится – вы молодец, а что-то пойдёт не так – виноват я».


Кроме детей (а это были первоклассники!), в классе тогда присутствовали 28 человек! Учителя из разных школ города, родители, начальник управления образования, его заместитель, директор школы, и все – незнакомые детям взрослые! Стулья для гостей стояли по всему периметру класса.



«Я поняла, что дети способны брать намного больше, чем предлагает школа»


– Когда у детей появились мобильные телефоны и они гораздо быстрее взрослых стали осваивать гаджеты, стало понятно всем, что дети готовы воспринимать новую информацию гораздо активнее, чем это дается в начальной школе. Не интересно первокласснику весь первый год считать в пределах двадцати, если он способен запомнить наизусть несколько номеров телефонов своих родных, пароли, коды. Многозначные числа им понятны и очень интересны.


Мама моего ученика-первоклассника рассказывает: она с ребенком в поликлинике, ждут своей очереди, дети в коридоре играют, что-то считают и ее сын легко умножает, а мальчик-третьеклассник не может посчитать что-то в пределах таблицы умножения... У мамы гордость за сына, конечно! Другой родитель говорит: «Чем больше числа в примерах, тем ребенку интереснее складывать». Дети порой и сами не понимают – как им это удается.

Благодаря приемам, которые используются в жоховской системе, у ребят задействуются оба полушария и они легко справляются с примерами, где есть большие числа.

Алфавит мы изучаем в течение сентября, по три буквы в день, а, точнее, по шесть, считая прописные и строчные. По традиционной системе изучать алфавит заканчивают только в январе-феврале. Казалось бы, как дети могут двигаться такими темпами и все усваивать? Могут! Мне самой было удивительно, что такое возможно. Быстрота, огромное количество заданий, которые выполняют дети на уроках – это впечатляет.


Но чтобы выйти на такой темп работы, вначале необходимо сформировать правила поведения и общения в классе. Владимир Иванович говорил: «Не зовите никого на первые свои уроки». Почему? Потому что со стороны это выглядит, как некий хаос: дети могут вставать и ходить по классу, отвечать хором, вместе выбегать к доске. Постороннему человеку это непонятно, но в первые месяцы в классе складывается система взаимоотношений, в ней есть логика, которую понимает жоховский учитель.


«Ребенка никогда никто не слушал»


– Организация воспитательного процесса и учебной работы так построена, чтобы дети многое делали сами. Правила дисциплины устанавливаются вместе с ними, поэтому и присваиваются лучше. Что это за правила? Помогать друг другу, приходить на помощь. Делать многое самостоятельно, не получая санкции педагога. Радоваться успехам, слушать друг друга, иметь право на собственное мнение, на выражение эмоций.

Владимир Иванович говорил нам, учителям: «Поймите, ребенка никто никогда почти не слушает».

Все, что происходит в обычном классе – делается с разрешения учителя. Можно выйти? Можно спросить? А ответить на уроке можно только, если ты правильно поднял руку.


У нас все направлено на то, чтобы ученик чувствовал: в классе его уважают, слышат, к его мнению относятся серьезно. Все начинается с порога, с утренней встречи перед уроками: когда в класс заходят ребята, с каждым обязательно нужно поздороваться, кого-то подержать за руку, чтобы успокоить, кого-то приобнять, сказать друг другу несколько слов. Это настраивает нас друг на друга, ведь дома утром как все происходит? Быстро-быстро, в спешке… Как говорится, «поднять – подняли, а разбудить забыли». Дети готовятся к зарядке в классе, раздают маркерные доски, на каждой – имя, так они быстро запоминают друг друга.


Большую роль играет мотивация к обучению. У нас принято аплодировать друг другу за правильные ответы, кричать радостное «ура», каждый имеет возможность хотя бы раз в день получить свою «минуту славы» и испытать гордость. Дети часто могут побыть в роли учителя и объяснить что-то товарищу – это тоже очень мотивирует.


Учитель для учителей


– Владимир Иванович давно предлагал мне подключиться к обучению учителей, я несколько лет отказывалась от этой миссии. Работа, которую он проводил, была очень обширной: четыре раза в неделю – семинары для педагогов, кроме того, он просил учителей звонить ему и рассказывать, как проходят уроки, как течет жизнь в классе. Я в конце концов согласилась на условии, что буду транслировать именно то, чему я научилась у него и примеры из собственной практики. На этом мы и сошлись. Сейчас, с уходом из жизни Владимира Ивановича, вебинары и собеседования с новыми учителями провожу я и еще одна замечательная учительница, назначенная им.


Какой человек может стать жоховским учителем? Прежде всего тот, как говорил Владимир Иванович, который очень любит детей. Кто готов быть с ними на одной волне. Наши дети – открытые, коммуникабельные, свободные, иногда очень тактильные. И педагог должен быть именно таким. Нужно быть готовым, что ученики будут висеть на тебе гроздьями – многим детям очень часто не хватает такого выражения эмоций дома.


Нужно ли учителю отказываться от собственного «я»? Владимир Иванович, когда мы попросили его провести разбор конкретного урока и работу педагога, всегда отвечал: «Как учитель привык, так он и будет работать. Важно, насколько точно он готов перестроиться и выполнять методические рекомендации (ведь мелочей в системе В.И. Жохова нет) – это и показатель хорошего урока».

Еще одно выражение, которое очень точно определяет показатель – готов ли педагог работать с нами: «Необходимо снять с головы корону, изжить из себя "училку" и отыскать в себе Фею». Учителя становились другими, познакомившись с методикой Жохова, это большой шаг вперед в профессии.

Однажды, после открытого урока, я спросила у коллег: «Как ваше впечатление? Готовы попробовать?» Одна учительница ответила, что ей очень интересно, она в восторге от того, насколько дети были вовлечены в происходящее, какие глубокие ответы они давали на уроке литературы. Другая честно сказала: «Что я – ненормальная – петь с детьми в классе каждый день?». Дети наши тоже «ненормальные» – считают быстрее, работают активнее, учат несколько языков в начальной школе. Значит и учитель у них должен быть именно таким. Методика Жохова подходит не всем детям и не всем педагогам. Могу ответить за себя: я в школе 34 года, из них 14 работаю по системе Жохова. Когда у меня спрашивают совета – стоит ли ребенка отдавать в такой класс, я могу совершенно искренне сказать: я очень жалею, что мои собственные сын и дочь не учились по системе В. И. Жохова.

50 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

留言


bottom of page