top of page

«ОБ ЭТОМ МОЖНО БЫЛО ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ: ТЫ ПРИХОДИШЬ В ШКОЛУ И ПОЛУЧАЕШЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ РАБОТЫ»

Обновлено: 11 мая

Галина Юрьевна Каюшникова в этом году снова в первом классе. В московской школе № 709, где она преподает, это уже второй ее набор в начальной школе по системе Жохова. Мы поговорили с Галиной Юрьевной о том, как оценивать успех учеников и достаточно ли для этого отметок в дневнике, зачем каждый день переписываться с родителями и как работает сарафанное радио, когда речь идет о выборе школы и класса для ребенка.


Галина Юрьевна Каюшникова с будущими пятиклассниками

«Думаю, что я уже не смогла бы работать по-другому»


Жоховский класс мне впервые предложили взять в школе №709, куда я пришла работать, переехав в Москву. До этого я преподавала в прогимназии и в подмосковной школе по обычной программе. Я долго изучала материалы, знакомилась с учителями, которые уже работали по жоховской методике, сомневалась, раздумывала, но все вопросы отпали, когда я лично поговорила с Владимиром Ивановичем.


На первых порах перестроиться было сложно: очень быстрая смена деятельности, высокий темп. Кроме того, я привыкла, что обычно учитель много говорит во время урока, а тут было непривычно, что ученики могут свободно высказывать свое мнение и хотят это делать! Мы тратили много время на диалоги, иногда даже после уроков оставались, чтобы обсудить тему, которая ребят заинтересовала… Дети настолько интересные собеседники! Я учусь у них и вместе с ними каждый день.


Сейчас в школе у меня уже второй набор первоклассников по жоховской методике. И думаю, что я уже не смогла бы работать по-другому.


«Я взяла сына в свой класс и ни разу не пожалела»



У нас в начальной школе в каждой параллели есть жоховские классы, всего их четыре. Внутри учительского коллектива мы, конечно же, делимся успехами детей и рассказываем – что и как у нас происходит. И часто педагоги отдают своих собственных детей именно в наши классы. Я – не исключение.

В этом году мой сын стал первоклассником и я нисколько не пожалела, что он учится у меня. Были небольшие опасения (особенно у бабушек и дедушек) – сможет ли он воспринимать маму, как учителя, но они быстро рассеялись. Илья с радостью бежит в школу, а дома с удовольствием воспроизводит и обсуждает то, что мы проходим на уроке. То же самое я слышу и от других родителей: на первом собрании большинство из них взахлеб рассказывали, что дети просто “горят” школой, с удовольствием выполняют домашние задания.

Знаете, как дети реагируют на предложение прогулять школу и поехать на дачу на длинные выходные? «Поезжайте сами, я останусь с бабушкой!» Когда я предупреждала об этом родителей еще до начала учебного года, они не очень верили…

Это дорогого стоит, особенно когда видишь по утрам, как многие мамы тащат недовольных детей на учебу, впихивают в дверь школы и убегают… Мои дети без десяти восемь уже топчутся под дверью кабинета, боясь пропустить зарядку








«Вам блокнот!» Зачем нужна переписка учителя с родителями в ежедневном режиме?


Очень многое зависит от того, как начался день в школе. Каждое утро в классе у нас начинается с “обнимашек”. Я встречаю детей и стараюсь обнять каждого. Ребята очень любят этот ритуал, он успокаивает, настраивает на позитивный лад, вся тревога и печаль или раздражение, если они были, уходят.


В первом классе есть такая практика: вместе с родителями мы ведем блокноты, которые есть для каждого ребенка. Я прошу мам и пап делиться своими впечатлениями, записывать наблюдения – как меняется ребенок, какой у него распорядок дня, во сколько он лег спать, как получается дома следовать рекомендациям по закаливанию. Утром дети кладут блокноты с записями мне на стол, я их просматриваю, делаю пометки, иногда пишу свои наблюдения, отвечаю на вопросы. Даже если не успеваю ответить письменно, обязательно перезваниваю родителя в течение дня. Зачем это нужно? Такая система регулярных записей помогает мне понять – как зависит настроение, поведение, работоспособность ребенка от того, как он провел время дома. Я понимаю, как можно его поддержать, что необходимо скорректировать. Кроме того, мы всегда на связи с родителями. Часто они меня спрашивают: «Неужели вы все читаете?» Да, читаю обязательно – абсолютно все блокноты!



Практики закаливания и маленькие победы


Постепенно мы вводими практики закаливания. Сначала я просила родителей, чтобы дети дома ходили в легкой открытой одежде, так кожа «дышит» и мозг насыщался кислородом. Когда обсуждали с родителями это на первом собрании, многие сказали «мы не можем детей заставить одеться – они очень быстро привыкли». Я считаю, что это маленькая победа, первый элемент режима, который был усвоен. Сейчас ребята уже спрашивают – когда же мы начнем обливаться водой. Я говорю: «Подождите, сначала научимся обтираться».


Интерес детей к обучению возрастает по мере того, как мы погружаемся в материал. Владимир Иванович так выстроил уроки, что каждый день они получают небольшие фрагменты познавательной информации, которая, казалось бы, непосредственно не относится к уроку математики или русского. Это подогревает интерес: детям хочется узнать побольше, потому, приходя домой, они начинают искать материалы самостоятельно, спрашивать взрослых, обсуждать с ними то, о чем узнали в школе. На следующий день все это хочется рассказать друзьям, ребята приносят с собой книги, распечатки и разговор продолжается. Так рождается познавательный интерес, пробуждается любопытство.


Не удивительно, что в средней школе выпускники жоховских классов становятся хорошими помощниками учителю: у них широкий кругозор, они всегда готовы поддержать разговор, особенно на уроках литературы и окружающего мира.

То же самое касается и литературы. Мы начинаем читать и разбирать произведение на уроке, а дома ребята не могут удержаться, чтобы не дочитать его до конца, потому что очень интересно!


Почему родители выбирают жоховский класс?


Закончив 4 класс с хорошими знаниями по математике и русскому языку, можно поступить поступить в сильную школу или выбрать интересное направление в своей школе, куда существует отбор. Сейчас пятиклашки забегают ко мне и хвастаются: «Галина Юрьевна, математика у нас – легкотня, у нас одни пятерки!»


Если говорить о результатах, измеряемых в оценках, то из 28 детей в моем четвертом классе было пять или шесть отличников, восемь ребят закончили началку с одной-двумя тройками, у двоих – три тройки, у остальных – 4 и 5.


Троек по математике нет ни у кого (у нас это считается зазорным). Кроме того, в 4 классе работу МЦКО по литературному чтению из 14 классов в школе мои ребята написали лучше всех: 25 человек – на 4 и 5, тройка была всего одна. Это наша большая победа, благодаря методике Владимира Ивановича, которая учит анализировать текст, погружаться в литературное произведение и исследовать его очень глубоко.


Но для меня успех – это не только оценки: дети, окончив четвертый класс объективно знают больше, чем их сверстники. Они уверены в себе, свободно высказываются и делятся своим мнением, умеют его отстаивать, приводят четкие и правильные аргументы. И они очень много и с радостью читают. Никогда раньше в классах (по обычной системе), у меня не было такого большого числа читающих учеников! Для меня ребенок, который любит читать – это в будущем широко образованный человек.


Расскажу одну историю: в 1 классе у меня была девочка, которая совсем не увлекалась книгами. При этом дома огромная библиотека и культ чтения. Родители в выходные заглядывают в книжный, предлагают что-то купить, но интереса – ноль. Прошло примерно полгода, приходит мама и делится радостью: ребенок начал читать! Девочка с книжкой всюду, даже за столом. Сама потянула родителей в магазин. Позже прочла пост мамы в соцсетях: «Спасибо нашей первой учительнице, это благодаря ей, нам с ней очень повезло!» Для меня это была огромная радость, первая победа. Я поняла что мой труд значим и что это благодаря тому, как мы изучаем литературу.


Будущие пятиклассники. Май 2023 г.

Как родители узнают о системе Жохова?


Я знаю, что методику обсуждают, работает «сарафанное радио», я сама несколько раз слышала, как родители обсуждают ее на детской площадке. Узнают через знакомых, чьи дети учатся или учились по нашей системе. Самая хорошая реклама – это именно те родители, которые отдали первого ребенка жоховский класс, он отучился и подрос новый ученик. Вот они могут точно сказать: да, это факт – система дает уникальные результаты. В моем нынешнем первом классе несколько детей, чьи братья и сестры учились по системе Жохова, их родители осознанно выбрали для младших нашу методику. Они видят заинтересованность своих детей, успеваемость и уровень знаний тоже имеет большое значение.


В прошлом году после общешкольного родительского собрания, которое проводилось в мае, ко мне подошли родители мальчика, который уже успешно прошел отбор в класс по программе 1-3 («Эффективная начальная школа»), набрав больше всех баллов по предварительному тестированию. Послушав выступление завуча и мое, они заглянули в мой кабинет поговорить и … написали заявление к нам. Сейчас Антон сидит счастливый в классе, рука на уроках у него не опускается.


Сейчас в моем классе учится девочка, чей папа в свое время окончил начальную школу по методической системе Жохова. Это удивительное совпадение, но совсем не случайное! Конечно же, я расспрашивала его о том, что ему он запомнилось, что он взял с собой во взрослую жизнь. Он ответил, что после начальной школы стал настолько уверенным в себе ребенком, что не боялся больше выступать нигде, отстаивал свое мнение. Супруга сомневалась в выборе класса, но он настоял именно на жоховском.


Как достигается высокая успеваемость в большом классе массовой школы?


Это распространенный вопрос. На это направлены все элементы жоховской системы: работа на маркерных досках, смена деятельности, интересные задания, которые вовлекают детей в учебный процесс. А еще – опыт успеха и отсутствие страха перед ошибками.

Каждый человек хочет быть успешным, мы даем детям такую возможность – переживать моменты успеха.


Например, на уроке математике в обычном классе дети решают за неделю около 40 упражнений, а мои дети – не менее 500. Не каждый ребенок решает все упражнения правильно, это и невозможно, с учетом индивидуальных особенностей. Я терпеливо жду, когда правильный результат будет у всех: в системе Владимира Ивановича более 25 повторений упражнений на конкретную тему. Все дело в том, что дети не воспринимают их, как повторение, поскольку они “встроены” в ткань уроков каждый день, ребята просто решают их и в своем темпе и каждый в конце концов осваивает решение большинства задач. Когда все, наконец, получается, это запоминается, окрыляет, дает мотивацию двигаться дальше. А главное – математика начинает нравится!


Успешность детей обязательно зависит от того, как чувствует себя учитель. Могу сказать про себя: о том, как я работаю сейчас, можно было только мечтать: ты приходишь в школу и получаешь удовольствие от работы.

37 просмотров0 комментариев

Comments


bottom of page