top of page

ОСОБЕННЫЙ РЕБЕНОК В КЛАССЕ: ОПЫТ ЖОХОВСКОГО УЧИТЕЛЯ

Обновлено: 6 дней назад



Предлагаем вам познакомиться с опытом педагога московской гимназии. Письмо с подробным рассказом о работе, которая была проделана, она подготовили для директора своей школы и решила поделиться им с другими учителями. Чтобы соблюсти конфиденциальность, мы не указываем данные педагога и школы, имя ребенка изменено. Девочка с первого класса учится по системе Жохова, сейчас она перешла в четвертый класс.


Сидит спокойно, не мешает…


«Впервые я увидела Алину в октябре 2021 года. Так случилось, что мне предстояло с ноября начать работу со вторым классом. Заранее на протяжении недели я наблюдала за своими будущими учениками, приходя на уроки.

Алина все время осторожно оглядывалась на меня и молчаливо спрашивала: «Ты кто?» Мне же было непонятно, почему девочка, которая почти не участвует в уроке и ничего не говорит, сидит в классе с очень развитыми и продвинутым детьми. На мой вопрос прежняя учительница махнула рукой и сказала: «Папа постепенно решает проблему, а пока девочке необходима социализация».

Наступили дни тесного знакомства с детьми и с системой обучения. Алина тихонечко сидела за своей партой, не нарушая дисциплину. Говорила коротко, отдельными словами, как четырехлетний ребенок.

Дети спокойно реагировали на ее присутствие, ее никто не обижал, но при этом никто с ней и не общался, не приглашал в игры. Я заметила даже брезгливость некоторых детей в ее отношении... Только одна девочка – Саша – по-особенному общалась с ней, помогала решать насущные проблемы, связанные с гигиеной и самообслуживанием. Это происходило почти без слов, они были знакомы еще с детского садика и научились понимать друг друга. Саша изредка задавала вопросы, а Алина отвечала односложно – «да» или «нет».

Вникая в методику преподавания по системе В.И. Жохова, в первые месяцы работы я испытывала ряд значительных потрясений: я вышла из привычной зоны комфорта и открывала для себя новое образовательное пространство. В это время оказывать особое внимание Алине просто не было никакой возможности. Сидит спокойно, не мешает…и хорошо!

Постепенно я стала замечать, что девочка очень внимательно следит за ходом урока, всегда знает место в тексте, где мы вместе читаем, страницу, на которой работаем. Глазки внимательно следят за меняющимися на доске слайдами.

На моих уроках математики, когда мальчишки наперегонки решали примеры, поначалу было очень шумно, мне просто не хватало опыта сдерживать их порыв бежать к доске, помогать друг-другу, спорить. Но однажды в этом стремительном вихре, вместе со одноклассниками оказалась и Алина. Дух соревновательности и азарт ребят побудили ее тоже встать с места. На ее маркерной доске все было записано неправильно, но в глазах было столько счастья! Она была рада, что вместе со всем классом «решает»!

Потом на уроке литературы она вдруг запела чистым-чистым голосом. И с этого момент ее нежный голосок, как колокольчик, начал звучать вместе с поющим классом.

Так продолжалось до нового 2022 года. Перед зимними каникулами папа Алины вместе со школьным логопедом обратились ко мне с просьбой начать заниматься с девочкой индивидуально.


Зима 2022 года. Индивидуальные занятия: учимся писать


Никогда не забуду наше первое занятие. Алина в 9 лет еще не умела правильно держать ручку, крепко сжимала ее пальчиками. Не замечала строчки, писала письменными буквами без соединений, графическое начертание букв напоминало образ шрифта, который она видела на слайдах.

Для того, чтобы она начала писать правильно, необходимо было дотронуться до ее руки своей, показать правильное движение. Потихоньку стали складываться слова и даже предложения. При этом, морщась, напрягаясь всем телом, Алина произносила одно слово – «больно» (она и сейчас так говорит, когда сталкивается с чем-то новым и непонятным, но уже значительно реже).

Няня девочки всегда делала уроки вместе с ней. Именно она впервые обратила мое внимание на то, что Алина, выполнении домашнюю работу по русскому языку, самостоятельно вставляет пропущенные буквы в словах и предложениях совершенно правильно. Летом мы перешли на более интенсивные занятия, но пока без использования материалов жоховской методики.


Лето 2022: учимся считать


В математике на тот момент Алина не понимала, что означает число 3. Ей приходилось пересчитывать пальчиком каждый предмет. Цифры она знала, а числа – нет. Очень сложно проходила работа по составу числа до 10. И особенно тяжело – с переходом через десяток. Приходилось имитировать концертный зал, зрителей в этом ряду, по 10 человек. Используя счетный материал, привычный для первоклассников, мы играли в зрителей.


Постепенно освоили состав числа до 10, два месяца отрабатывались именно это. Чтобы усвоить переход через десяток, пришлось придумывать новые пособия с бабочками и божьими коровками, покупать витамины в упаковке по 10 штук (чтобы считать ячейки и витаминки), вводить понятие «послушные и непослушные десятки». «Непослушных» десятков всего два (вытаскивала из упаковок круглые витамины и рассыпала по столу, а упаковка оставалась с ячейками).

Победой я считаю августовский день прошлого лета, когда Алина ответила, что к 8 не хватает двух до числа 10!

Весь учебный год в третьем классе Алина пыталась отвечать на уроках, на переменах дети помогали ей. Каждый выходной мы встречались на индивидуальных занятиях, я брала уроки по методике Жохова для 2 и 3 класса. Алина научилась механически складывать и вычитать, делить и умножать «в столбик», выучила таблицу умножения на отлично. Хочу отметить, что память у девочки – великолепная.

Одно из зимних занятий мы посвятили аудиосказке про жителя страны чисел – Нулика из истории Владимира Левшина и Эмилии Александровой «Приключения Нулика». Алину впечатлила песенка «Круглый я, но не дурак, с дыркой, но не бублик…» и история про мальчика, который в школе позабыл про нулик... «Я не забуду!», – сказала Алина. И на самом деле, при решении примеров с нулями, она больше не ошибается. Хорошо понимает разряды чисел. Пособие с перелистывающимися цифрами в альбоме до миллиарда, помогло ей осознать, что в числе, к примеру, 285 под 8 прячется 0, что это 200+80+5. Очень нравятся Алине задачи на движение. Все, что связано с периметром, площадью и объемом, тоже стало понятно. Однако, переход через десяток так и остался трудным.


Лето 2023. Повторяем первый класс


Этим летом мы с Алиной начали почти с самого начала: нам предоставили доступ к методическим материалам системы Жохова для 1 класса. Сколько же понятных методических приемов я для себя открыла! Поняла, что многих ненужных усилий можно было бы избежать, если бы я была знакома с этими презентациями раньше. Наконец-то удалось «перешагнуть» через десяток осознанно!

Усвоить что такое «дробь», сложение двузначных чисел в уме. Стали понятны часы и время. «Четверть», «треть часа», «полчаса», – все эти понятия оказалось доступны ребенку. Я не ожидала, что примеры типа 27+ 46 она легко сможет сложить, как сумму 13 и 60 (а я-то не могла понять, как удается моим детям так легко считать в уме…). Очень помогли иллюстрации яиц в коробках при счете с переходом через десяток (Алина сразу вспомнила, как мы считали витаминки). Методическое чудо! Все наглядно и интерактивно.

Потихоньку начала развиваться логика. Девочку очень радовали песенки и веселые картинки среди представленного в презентациях учебного материала. Она с удовольствием считала цепочки, научилась записывать и считать римские числа.

Сведения по окружающему миру, которые давались в игровой форме, ей тоже очень нравились. Весы, микроскоп, глобус, подзорная труба – все это она с интересом изучала, взаимодействовала с предметами, наблюдала, соотносила.


Мы в четвертом классе


Сейчас по математике мы пока не можем продвинуться дальше, поскольку остаются трудности с речью и чтением. И тут снова приходят на помощь презентации по русскому языку, риторике и чтению для первого класса: согласование окончаний, склонение существительных, прилагательных и числительных. Толкование отдельных слов, которые Алина не совсем понимает, делают занятия забавными и интересными. Особенно полезным для нее оказалось изменять глаголы и деепричастия, выговаривая окончания. Алина не справлялась с окончаниями творительного падежа, но постепенно и их стала выговаривать.


Дальше необходимо развивать речь, так как самостоятельно прочитывать и понимать задания в учебнике ей пока затруднительно.

Сохраняется дисграфия при письме. Полезными оказались упражнения, когда я пишу предложения карандашом, а Алина обводит их и дописывает. Она попадает в ритм, размер письма, графику и продолжает писать в соответствии с нормами в тетради в широкую строчку. Рука у нее в этом году не зажатая, легкая! Ручку Алина держит правильно. Очень помогают наглядные предложения в презентациях по русскому языку.


Еще одно интересное наблюдение: зрительные диктанты Алина пишет грамотно, все буквы в слова с пропусками вставляет верно. Но по-прежнему быстро устает, капризничает, приходится переключать ее внимание… Продолжает иногда говорить «мне больно», когда сталкивается с чем-то новым. Но часто просит самостоятельно: «Помогите, объясните!»


Летние занятия 4-5 раз в неделю математикой помогли. Добавили материал 1 класса по русскому языку и риторике. Сейчас математику планирую продолжать в темпе класса и постепенно переключать Алину на работу с учебником и самостоятельную посильную работу.


Взаимоотношения с классом, иностранный язык и дополнительные занятия


Во взаимоотношениях с ребятами в классе мою «особенную» ученицу можно охарактеризовать двумя словами: «абсолютное добро». Ей неведома зависть, злость, подвох, обида. Она всех за всех переживает и всех жалеет: может подойти и обнять, когда видит, что кто-то расстроен. Обожает ручки, книжки и блокноты, канцелярские принадлежности для нее – главное сокровище. Во втором классе у нас было принято выдавать детям поощрения в виде красивых стеклянных камушков, свои Алина просто не выпускала из рук.

Отдельно стоит отметить, что английский и немецкий языки она усваивала на уровне класса. Педагоги ее очень хвалили, отмечая, что она быстрее всех отвечает на уроках. Записывать наравне с ребятами она по-прежнему не успевает, а вот устная работа, словарный запас – хорошие. Приятно наблюдать, как во время прогулки она болтает на английском с преподавателем. Энтони, – так зовут нашего педагога по английскому – носителя языка, первый заметил, что Алина обладает чувством юмора. В третьем классе за обеденным столом среди ребят она произнесла прибаутку так смешно, что хохотали все!


У Алины хорошо развито воображение. Целый день она может находиться «в образе» – иногда белки, иногда какого-то фантастического существа или героя мультика. Родным с ней очень интересно, девочка великолепно фантазирует, наделяя каждого из близких ролями в своем воображаемом мире.

Вместо логопеда и повтора скучных слов, Алина начала серьезно заниматься вокалом, выступать на различных сценических площадках. Научилась преодолевать страх сцены, не пугаться движущихся камер и вспышек фотоаппаратов. Она посещает занятия йогой, танцует, рисует, осваивает музыкальные инструменты. Родные много читают ей вслух, она начала читать им сама!»

18 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page