top of page

«Я не только родитель, но и психолог». Жоховский класс глазами мамы первоклассника

Ольга Сологуб про собственный обыт обучения ребёнка по жоховской системе.

– Мой сын заканчивает первый класс в обычной государственной школе, где уже восемь лет существуют классы по методичской системе В.И.Жохова. Система пользуется популярностью среди родителей и педагогов. Информация о классах передается по сарафанному радио очень быстро и в нынешнем учебном году из-за количества желающих поступить, в нашей школе открыли сразу две параллели жоховских классов.


Я не только родитель, но и психолог и по своей основной деятельности много работаю в системном подходе, как с семьями, так и с организациями. Поэтому попробую посмотреть и на процесс школьной адаптации в нашем жоховском классе сквозь призму системного подхода.

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении.

Как и в любой системе, в школе всё связано со всем, не бывает незначительных деталей. Забегая вперед, скажу, что если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо адаптировался к школе, крайне важно не перекладывать ответственность за этот процесс исключительно на школу, учителя или систему образования.


Про мотивацию


Дети в первом классе не получают оценок, вместо этого за хорошие результаты в учёбе им выдают бумажных «пчёлок», которые дважды в год на школьной ярмарке можно обменять на полезные канцтовары и развлекательные пособия для развития мышления (закупает их родительский комитет). Первая ярмарка прошла в нашем классе в январе. Цены на товары были довольно высокими в «пчелином» эквиваленте, многим ребятам не хватило «пчёлок», чтобы приобрести то, что понравилось. Это стимулировало детей поставить себе цель на следующее полугодие, больше стараться и вкладываться в процесс обучения. Сразу после ярмарки учитель предложил ребятам по желанию выучить стихотворение и пообещал тем, кто примет участие, награждение в виде большого количества этих самых «пчёлок». Каково же было удивление родителей, когда дети в классе самостоятельно и добровольно выполнили задание, которое можно было и не делать.


К слову о стихах. В нашем классе дети учат их в большом количестве и это очень радует, поскольку в процессе заучивания укрепляется память, развивается образное мышление, дикция и речь. Ребята оттачивают навыки публичных выступлений, учатся управления своим телом, мимикой и жестами, расширяют словарный запас, тренируют дыхание. И если в начале года моему ребёнку этот процесс давался тяжело, то сейчас на заучивание большого текста (лист формата А4) уходит примерно 10-15 минут. Такой навык влияет на успешность обучения и помогает в адаптации, ведь чем лучше у детей получается что-либо делать, тем больше они любят учится.


Про чистописание


В первом жоховском классе нет необходимости носить в школу тяжелые учебники, все материалы к уроку учитель выводят через проектор на большой экран и распечатывает на листочках. Многие считают это сомнительной практикой, но мне кажется очень удобным.

Прежде чем начать писать в тетрадях, у детей была возможность подготовиться к чистописанию, работая сначала на маркерных досках. Следуя рекомендациям учителя, ребята постепенно (в своем темпе) переходили на письмо в тетради сначала карандашом, а потом и ручкой.


У меня был печальный опыт со старшим ребенком, который учился по обычной системе. Ему сложно давалось чистописание, а система того требовала. Были и бесконечные переписывания, и вырывание листов из тетради, и слёзы... Как думаете, любил ли мой старший сын учится? Думаю, вопрос риторический.


Про отсутствие страха


Дети на уроках отвечают хором или по очереди, помогая друг другу в случае затруднительных ситуаций. На мой взгляд, это сильно снижает уровень тревоги. До сих пор помню, как в детстве мне самой было страшно опозориться перед классом и выполнить что-то не так. Здесь же у детей этот страх отсутствует. Никогда не стыдят, не обвиняют, не высмеивают. И это, на мой взгляд , важный элемент адаптации, когда мотивация строится на взаимной поддержке , возможности совершать ошибки и когда учитель обращает внимание на сильные стороны ребёнка. По сути это – коучинговый подход, когда, вместо ошибок значимый взрослый говорит о том, что у ученика получается здорово и в чем он преуспел. Так человек начинает верить в свой потенциал.

Коучинг (от англ. coaching – «тренировка») — метод раскрытия потенциала, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает собеседнику достичь некой жизненной или профессиональной цели.

Про адаптацию в первом классе


Программа в жоховском классе достаточно сложная, не хочу создавать иллюзию, что все ребята одинаково схватывают её на лету. Но адаптация зависит от многих факторов. Есть индивидуальные особенности ребёнка, есть семейная система, которая играет немаловажную роль. Если родители это понимают и вкладываются в воспитательный процесс, стараясь создавать благоприятные условия для проходящих в этом возрасте сепарационных процессов, то у ребёнка рано или поздно будут успехи.


Как человек, изучающий возрастную психологию, я проделала большую работу по подготовке сына к школе. В детском саду у нас была очень благоприятная психологическая обстановка, что стало первым опытом освоения им безопасного пространства вне дома. В последний год перед школой мы занимались всей семьей с психологом, ездили в семейный психологический лагерь, стараясь создать нашему взрослеющему сыну как можно больше опор для успешной сепарации.

«Сепарация» переводится с латинского как «отделение». Это естественный психологический и эмоциональный процесс отделения ребенка от влияния родителей, чтобы стать независимой, полноценной и состоявшейся во всех отношениях личностью.

При этом мой ребёнок никогда не ходил на подготовку к школе и 1 сентября не умел ни читать, ни писать. Сейчас апрель и он свободно и бегло читает, грамотно пишет и решает примеры с трехзначными числами, является победителем олимпиады по математике. И это всё при том, что я вообще не делаю с ним дома уроки, он всё делает полностью сам.



Про результаты детей


Не могу сказать, что у всех такие результаты. Кто-то всё же сидит с домашними заданиями довольно много, ведь в обычных первых классах недавно закончили проходить Азбуку и счёт в пределах десятков, а жоховцы уже читают по 4 станицы в день, учат таблицу умножения и считают в пределах 10000. Это абсолютно иной темп и нагрузка – как на детей, так и на родителей. Но я уверена, что все, кого не пугают сложности, подтянутся и смогут перейти в более автономный режим. Почему? Даже те дети, которым пока непросто дается обучение, с удовольствием ходят в школу и не хотят уходить в обычный класс. Детский коллектив очень сплоченный, а значит, согласно социальному закону нормального распределения, такие дети будут стремиться повышать свою норму.


В нашем классе дети очень разные. Но учителю удается к любому подобрать ключик, вовремя заметить ссору, помочь ребятам помириться и найти компромисс. С сентября в классе не возникало каких-либо сложностей в отношениях, связанных с буллингом. Ребят постоянно пересаживают, они уже все между собой «переопылились», поэтому очень дружат.

Буллинг(травля) — агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, а также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.

Про жоховских учителей


Думаю, не каждый учитель сможет работать по жоховской системе. Потому что жоховский учитель – это человек с идеей, который любит детей и свою работу. И здесь очень важно – какая поддержка есть у учителя для профилактики эмоционального выгорания. В этом смысле многое зависит и от школы, и от стиля взаимоотношений с родителями. Нам крайне повезло – наш учитель Татьяна Васильевна сама является выпускницей нашей школы. Она настоящий энтузиаст – постоянно придумывает что-то интересное, ведет занятия по внеурочной деятельности, водит детей на экскурсии. Её бывшие ученики –нынешние пятиклассники – прибегают на переменах поиграть с нашими первоклашками, на праздниках проводят для них игры и конкурсы. Таким образом в школе складывается преемственность поколений, что тоже даёт существенную опору детям и помогает им адаптироваться.

«Преемственность» - важная связь между прошлым, настоящим и будущим, когда элементы прошлого сохраняются и переносятся в настоящее. С помощью преемственности передаются традиции, культурное прошлое, социальные ценности.

Про включенность родителей


В нашем классе очень много внеурочной деятельности. Родители активно участвуют в жизни класса, а школа всегда с удовольствием ждёт нас в гости. Мы делаем декорации и костюмы, ездим на экскурсии, приходим на открытые уроки, участвуем в праздниках. Например, в классе отмечали День рождения летнего именинника и учитель предложил устроить гавайскую вечеринку. Весь день был тематический: ребята танцевали гавайские танцы, на русском учились писать слова, связанные с тематикой Гаваев, на математике решали примеры, чтобы узнать, сколько островов в гавайском архипелаге. Параллельно с изучением предметов, ребята расширяли кругозор, познавали мир в привычном для них пространстве игры.


Многие мамы и папы подружились между собой и у нас здорово получается командная работа. Например, недавно мы предложили учителю устроить Масленицу на территории школы. Напекли блинов, заварили чай в термосах, подготовили веселые народные забавы. Дети были счастливы, нам удалось не только организовать веселый праздник, но и провести время всем вместе. Видя вовлеченных родителей ребята учатся развивать такие важные качества, как дружелюбие, энтузиазм, творческие способности, благодарность. Последнему пункту уделяется особое внимание в классе. Дети с удовольствием делятся знаниями, подсказывают друг другу, помогают и при этом не забывают благодарить. Это важное качество, которое пригодится им в жизни ничуть не меньше аккуратного письма и развитых математических способностей.

Подводя итоги, хочу сказать,что на данном этапе я оцениваю психологическую атмосферу в классе, как благоприятную, положительно влияющую на адаптацию детей, мотивацию к обучению и развитие высоких нравственных ориентиров. За что благодарю нашего учителя Татьяну Васильевну, весь школьный коллектив , наших замечательных родителей и талантливых детей. Верю, что в каждом ребенке есть безграничные возможности и вижу, что система Жохова помогает их раскрыть.

14 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page